Разделы :
df
· Главная

Австралия :

· Музеи Австралии
· Опера Хаус
· Достопримечательности
· Активный отдых
· Цены в Австралии
· Перемещение по стране
· История Австралии
· Культура Австралии
· География Австралии
· Обсуждение Австралии
· Лучшие отели Австралии

· Фотографии Австралии

· Полезные ресурсы

· Карта сайта


Животный мир :


· Сайты по нескольким животным
· Австралийские животные
· Птицы
· Морские обитатели, пресмыкающиеся, пауки, насекомые
· Зоопарки, аквариумы, зоологические музеи
· Национальные парки и заповедники, охрана природы
· Природа Австралии


Об Австралии :

· Общая информация
· Штаты Австралии
· Аэропорты
· Население
· Расстояния между городами
· Праздники

Погода :



Наша кнопка:


Australia-RU.com - Информационный портал. Иммиграция и жизнь в Австралии

Код кнопки:



Мнения и пожелания:




Рекомендуем :


Australia-RU - Все об Австралии

ТОТЕМИЗМ

 

Религия аборигенов наиболее подробно рассматривалась Спенсером и Гилленом [1938], Радклиффом-Брауном [1945; 1952], Уорнером [1937-1958], Элышном [1933; 1954], Р. Берндтои [1951а и 1952а], Штреловом [1947], Станнером [1958; 1959- 1961]. Все согласны с Дюркгеймом [1915-1954], что сущность религии аборигенов составляет тотемизм. Религия аборигенов фактически получила название тотемической, и на эту тему было написано много трудов, основанных на информации, полученной из вторых рук. Классическая и блестящая работа Дюркгейма имела именно этот недостаток. Она не только была написана непосредственного ознакомления с аборигенной Австралией, но и страдала также от ограниченности источников информации. Радклифф-Браун полностью полагался на теоретическую работу Дюркгейма. Однако данный труд не имеет своей целью дать критический анализ работ этих авторов. Следует ознакомиться также с работами Шмидта [1909; 1926-1935], Рохейма [1925], Хэкеля [1950].

 

Тотемизм - термин сложный, поскольку его употребляли в различных значениях. Однако он глубоко укоренился, и любая попытка заменить его другим лишь увеличила бы путаницу. Определение тотемизма, данное Элькином [1954, с. 133], является наиболее удачным из всех имеющихся: "Взгляд на природу и жизнь, на вселенную и человека, взгляд, характеризующий мифологию аборигенов и влияющий на их социальные отношения, питающий их обряды и связывающий аборигенов с прошлым. Он связывает аборигенов с явлениями природы и ее обитателями в единое целое, составные части которого дают друг другу жизнь". И добавляет: "Тотемизм - это система взаимоотношений между индивидуумом или группой индивидуумов и объектом природы или одним из ее животных или растительных видов как частью природы". В общих чертах сущность тотемизма заключается во взгляде на мир, в соответствии с которым человек является неотъемлемой частью природы, не имеет резких отличий от других живых видов и обладает той же жизненной сущностью. "Вначале" различные животные, растения и человек еще не имели тех форм, в которых мы знаем их в настоящее время. Они были аморфными существами. Это были или не совсем люди, или сверхлюди, в зависимости от нашего взгляда на них. Жизненная сущность, которой они обладали, проявлялась не только в человеческой форме, но и в форме других живых существ, растений или даже неодушевленных предметов. Предок-гоана мог выглядеть как обычный человек, но одновременно обладал потенциальной способностью изменять свой облик и принимать обличье гоаны. Такое отождествление человека и животных, растений или предметов в мифическом прошлом, является источником представлений об их тесной близости в настоящем. Именно благодаря соединению человека и гоаны в одном существе в мифические времена, как говорят аборигены, в настоящем существует особая связь между определенными людьми и определенным видом гоаны.

 

Единство человека и его природного окружения всеобъемлюще, однако оно выражается в ограниченных связях, имеющих личный или узкогрупповой характер. Предположим, совершается определенный обряд с целью увеличить количество гоан; он, как правило, не заключается просто в выполнении ряда действий, которые повлекут за собой желаемые результаты, хотя иногда и может так показаться. Считается, что обряд будет эффективным при условии близости между одним или более представителями этого сообщества, где проводится обряд, и мифическим предком - гоаной. В связи с этим продуцирующие обряды, в основе которых лежат тотемические представления, чаще классифицируются как религиозные, нежели как магические, или по крайней мере - кaк религиозно-магические.

Личное имя может быть обязано своим происхождением тотему, с которым связан индивидуум, часто обрядовому пли культовому тотему, приобретенному или унаследованному от его (ее) отца. А по условиям определенных табу, связанных с оплакиванием усопшего, его ближайшие родственники должны избегать употреблять в пищу или использовать как-то иначе растения или зверей, которые были тотемами покойного и которым он был обязан происхождением своего имени, или должны подобрать для них новые названия. В качестве тотемов могут фигурировать не только животные, птицы, пресмыкающиеся, растения, солнце, луна и т. п. В соответствии с тем, как был приобретен тотем, им может оказаться новорожденный младенец, какой-то дух, участок земли, священный предмет или даже такие понятия, как жара, холод, рвота, половое сношение, различные болезни. У индивидуума может быть один главный тотем и несколько второстепенных.

 

Представления, характеризующиеся в широком смысле как тотемические, могут принимать различные формы. Их можно классифицировать по схеме, предложенной Элькином [1933; 1954, с. 136-155]. Мы будем придерживаться этой схемы. Но это не значит, что все названные виды тотемизма мы найдем в каждом сообществе аборигенов. Не всегда сами аборигены различают все эти категория. Виды тотемических представлений не исключают друг друга. В ряде районов для них приняты отдельные названия.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТОТЕМИЗМ

 

В случае индивидуального тотемизма в особых отношениях с живым видом или каким-либо представителем вида находится всего один человек. Отношения эти личные, их обычно ни с кем не делят и не передают по наследству, хотя последнее не исключается: тотем может быть передан юноше при инициации, как это делается в племени вурадьери [Хауитт, -1904, с. 144]. Элькин назвал один вид индивидуальных тотемов "тотемами-помощниками", когда определенное тотемическое Животное или какое-нибудь другое существо считается "близким", вторым "я" знахаря и "помогает" ему в его магических делах. В том же племени вурадьери знахарь может увести из основного лагеря ребенка лет десяти или двенадцати и "вселить" в него с помощью магического пения тотема-помощника (бала,- или царавадъева, что значит "мясо", или "тотем внутри", или "дух животного"). В этом случае бала по своему происхождению является патрилинейным. Хауитт я Эль-кид [1933] утверждают, что это широко распространено в Новом Южном Уэльсе. В Центральной, Северной и Северо-Западной Австралии знахари считаются тесно связанными с духами змей, которые, в свою очередь, ассоциируются с мифической Радугой. На западе п-ова Арнемленд существуют создатели песен или певцы, специализирующиеся на песнях, в которых речь идет о современных людях (см. главу X). Такой певец обычно приписывает авторство каждой новой песни ненаследственному "близкому" духу или тотемическому животному, пропевшему ему эту песню во сне.


ПОЛОВОЙ ТОТЕМИЗМ

 

Каждый пол может иметь свою эмблему, например птицу, зверя и т. д., которая традиционно свидетельствует об общности лиц одного пола, отделяющей их от индивидуумов противоположного пола. Ранить или убить такое тотемическое животное - значит бросить вызов членам того пола, с которым животное ассоциируется; нападение на тотемическое животное рассматривается как нападение на человека. Наиболее значительный пример полового тотемизма дается Хауиттом [1904, с. 148- 151]. В племени курнаи (Гивспенд) есть две такие эмблемы - две птицы: одна - тотем мужчин, другая - женщин, причем и те и другие считают этих птиц соответственно старшим братом и старшей сестрой.

У аборигенов курнаи принято заключать брак после побега молодых; девушкам разрешено отвергать нежелательных претендентов. Не идентичность мужских и женских тотемов помогает преодолеть скованность и застенчивость вступающих в брачный возраст молодых людей. Старые женщины племени могут удалиться из лагеря и убить птицу, являющуюся мужским тотемом, а затем с вызовом продемонстрировать ее. Это приводит мужчин в ярость, и между молодыми мужчинами и женщинами начинается потасовка. Позже молодой мужчина может встретить молодую женщину и назвать ее именем женского тотема, спросив, чем питается ее тотем-сестра. Ее ответ может быть: "Она ест кенгуру" или "Она ест поссумов". Это означает формальное согласие вступить в брак, после чего молодые совершают побег. Как отмечает Элькин [1933, с. 132], хотя подобный обычай встречается и в других местах, "в основном он характерен для юго-востока Австралии, где распространены матрилинейные половины и матрилинейные социальные тотемические кланы".

 

ТОТЕМИЗМ ПОЛОВИН

 

В главе I мы рассматривали разделение на половины - матрилннейные и патрилинейные. Каждая половина может признавать особую связь с каким-нибудь существом - животным, птицей и т. д., которое покровительствует членам этой половины. Это широко распространено у аборигенов Австралии. Наиболее характерно это, как подчеркивает Элькин, для юго-восточных (Хауитт, Дж. Мэтью и другие приводят примеры) и юго-западных областей страны. Во многих случаях тотемизм половина проявляется в других формах. На северо-востоке п-ова Арпемленд, к примеру, все, что есть в природе (звери, птицы, луна, солнце, реки, камни и т. п.), равно как и все мифические образы, распределено между двумя половинами. С каждой половиной связаны сотни предметов, которые можно было бы обозначить как тотемичесние. Матрилинейные половины западной части п-ова Арпемленд подразделяются на фратрии, каждая из которых ассоциируется с одним или несколькими тотемами.

 

ТОТЕМИЗМ СЕКЦИЙ И ПОДСЕКЦИЙ

 

Как мы помним из главы II, ряд австралийских племен делится на четыре или восемь категорий на основе косвенного матрилинейного счета происхождения. Каждая из этих категорий может традиционно ассоциироваться или отождествляться с одним или несколькими явлениями природы, животными, растениями и т. д., представляющими членов каждой из этих групп и отличающими их друг от Друга. На востоке Кимберля родственные связи носят тотемический характер [Элькин, 1933, с. 136]. На северо-востоке Арнемленда у каждой подсекции имеется несколько ассоциирующихся с ней тотемов: в подсекции вамуд это клинохвостый орел, в бураланг - горный кенгуру, цапля, альбатрос, валлаби и т. д. Поскольку, однако, система подсекций - новшество для этого района, тотемизм подсекций не переплелся еще с культовым тотемизмом кланов и лингвистических объединений. На востоке Кимберли [Каберри, 1939, с. 196] отношение к тотемам подсекций (нарагу) "не было отмечено каким-либо заметным уважением". С ними не было связано и каких-либо табу, к ним относились просто как к тезкам.

 

ТОТЕМИЗМ КЛАНОВ

 

Клан, или группа людей, ведущих общее происхождение по мужской или по женской линии, может тоже считаться связанным особыми отношениями с одним или несколькими животными, растениями и т. д. Клановый тотем служит символом принадлежности к этому объединению как для входящих в него лиц, так и для членов других объединений, тотем клана может предупреждать людей о надвигающейся беде или опасности, он может также быть центром обрядовой жизни, будучи тесно связан с определенной территорией и мифологией.

Элькин [1933, с. 136-139] проводит различие между матрилинейным социальным клановым тотемизмом и патрилинейным. Первый из них распространен среди аборигенов на востоке Австралии, в Квинсленде, в Новом Южном Уэльсе, в западной части Виктории, в восточных областях Южной Австралии и на небольшой территории юго-западной части Западной Австралии. Общий термин для этих плановых тотемов часто переводится как "плоть" или "мясо", символизируя то, что человек и его тотем представляют собой "единую плоть". Одно из различий между матрилинейными фратриями западной части п-ова Арнемленд и матрилинейными социальными тотемическими кланами заключается в том, что принадлежащие первым из них тотемы не находятся в центре культовой жизни и не пользуются особым уважением членов клана. Примером социального кланового тотемизма является марду племени диери. Это фактически авункулинейный культовый тотем (т.е. тотем, который передается по линии брата матери); в этом племени существует также патрилинейный клановый культовый тотем биндара. Патрилинейный плановый тотемизм можно встретить в некоторых районах Западной Австралии, в Северной Территории, на п-ове Кейп-Йорк, в прибрежных районах Нового Южного Уэльса и Квинсленда, в центральной части Виктории, на северо-востоке Австралии, у аборигенов окрестностей оз. Эйр, в низовьях р. Муррей и в районе Куронга. Наиболее яркие примеры встречаются в последнем из названных районов, в племенах яралди, дангани и др. [Тэпли - м.: Вудс, 1879; Радклифф-Браун, 1918], и на северо-востоке Арнемленда [Уорнер, 1937-1958; Берндт Р., 1951а; 1952а]. А в восточной части Арнемленда несколько тотемических культов могут существовать в одном клане, связанном с несколькими лингвистическими объединениями (см, главу II). Менее ярко выражены, по все же встречаются комбинации тотемов в кланах Центральной Австралии.

 

ЛОКАЛЬНЫЙ ТОТЕМИЗМ

 

В этом случае группа людей обладает общим тотемом в силу того, что все они связывают себя с определенным участком земли, - другими словами, тотемическая группа строится по локальному принципу, а не по принципу родства или общего происхождения. Тотем или комплекс тотемов принадлежит определенному участку земли или каким-то образом связан с ним. Элькин [1933, с. 138-143] впервые отметил это, рассматривая тотемические кланы центральных и западных районов Южной Австралии. Часто, особенно на территории Большой пустыни Виктория, принадлежность к тотемической группе определяется местом рождения аборигена; в таком случае это является также тотемизмом по месту рождения. В силу того что по традиции роды почти всегда происходят на территории локальной группы отца, в этом случае следует говорить о патрилинейном локальном (культовом) тотемизме. Главное различие между локальным тотемизмом и патрилинейным культовым клановым тотемизмом заключается в том, что в первом случае вопрос происхождения не является первостепенно важным, несмотря на то что, как отмечает Элькин, "существует тенденция превращения локального тотемизма в патрилинейный". Наиболее яркий пример этого можно почерпнуть у племени аранда, но в этом случае принадлежность к локальной культовой тотемической группе определяется местом зачатия, а не местом рождения. Это значит, что человек, в силу того что его зачатие, как считается, произошло в определенном месте, которое мифология связывает с определенным тотемом или священным мифическим существом, получает этот тотем и принадлежит к соответствующей тотемической группе. Элькин отмечает, что связь человека с другими лицами, входящими в ту же тотемическую группу по месту зачатия, с этой точки зрения имеет вторичный характер и первостепенное значение придается связи человека с его тотемом. Однако то обстоятельство, что различные люди независимо от своих генеалогических связей обладают одним тотемом, сплачивает их.

 

ТОТЕМИЗМ ЗАЧАТИЯ

 

Тотемизм зачатия может быть отождествлен с локальным тотемизмом. Это значит, что обрядовый, или культовый, тотем (тотемы) ребенка определяется теми тотемическими представлениями, которые связаны с местом, где мать впервые ощутила свою беременность. Так получают свой тотем аборигены аранда. Местом, определяющим тотем, может быть территория, где в мифические времена проходил тотемическпй предок или священный дух.

Это может быть место, в котором, по преданию, происходили определенные мифологические события, часто, но не всегда связанные с обрядовыми, или культовыми, тотемами отца ребенка. Штрелов [1947, с. 86-96] пишет: "Обладание священной чурингой... во многом определяется случайностью, которую никто из старших мужчин племени не может ни проконтролировать, ии устранить; решающим здесь является место зачатия каждого отдельного члена патрилинейного тотемического клана. Тотемические кланы, из которых происходят отдельные индивидуумы, обладают некоторыми правами на местные чуринги. Однако месту зачатия принадлежит главная н решающая роль во всех сложных спорах о том. кому конкретно принадлежат мифы, песни, церемонии и священные предметы, находящиеся во владения каждого крупного локального тотемического клана..."

Вместе с тем, по, представлениям, распространенным в отдельных районах, мужчина может увидеть во сне ребенка до того, как будущая мать почувствует себя беременной, т.е. он может заранее "узнать" о том, что дух ребенка "должен войти в его жену" [Элькин, 1954, с. 152]. Дух ребенка во сне может явиться отцу вместе с каким-либо существом или явлением природы, которое обычно тотемически связано с отцом будущего ребенка - с его общинной территорией иди с социальной группировкой. Это существо или явление природы и будет тотемом зачатия ребенка. Или будущей матери, после того как она съест определенную еду, может стать плохо, а позднее она увидит во сне дух ребенка. Тогда именно то растение или животное, мясо которого так на нее повлияло, будет тотемом зачатия, поскольку считается, что младенец попал в мать вместе с этой едой или в виде ее. Иногда, однако, представления о духе ребенка могут и но иметь тотемических ассоциаций. На северо-востоке Арнемленда связь духа ребенка с тотемом, хотя он и принимает форму какого-нибудь природного вида, не прямая, а косвенная и не определяет непосредственно тотем будущего ребенка. В Большой пустыне Виктория обиталища духов детей не являются тотемическими, хотя духов детей поместили туда мифические существа и они косвенно связаны с Вечным периодом сновидений. На востоке Кимберли, по данным Каберри [1939, с. 42], духи-дети были созданы Змеей-Радугой, по в антропоморфном облике; в районе Балго представления о духах-детях имеют четкий тотемический характер и ассоциируются с местами, упоминающимися в мифах.

 

ТОТЕМИЗМ ПО МЕСТУ РОЖДЕНИЯ

 

Это такая форма тотемизма, при которой обрядовый, культовый, тотем ребенка определяется местом его рождения, а не "местом зачатия" (т.е. не местом, где мать впервые ощутила, что беременна). В Большой пустыне Виктория абориген старается сделать так, чтобы его жена родила ребенка на его территории, желательно в том месте или рядом с ним, где проходил во Времена сновидений путь мифического (тотемического) существа, наиболее тесно связанного с отцом будущего ребенка.

 

ТОТЕМИЗМ СНОВИДЕНИЙ

 

Тотемизм сновидений частично совпадает с некоторыми другими разновидностями тотемизма, например с такими, при которых люди обладают индивидуальными тотемами или тотемами-помощниками, с тотемизмом зачатия и тотемизмом по месту рождения. В снах (своих и чужих) человек может постоянно являться в виде какого-нибудь животного или природного явления, с которым, как считают, он связан теснее всего. Человек может отождествлять себя с определенным тотемическим существом, и в его собственных снах и в снах других людей поступки этого существа рассматриваются как действия самого человека и т. п. Или, напротив, тотем сновидения может не считаться вторым "я" человека, он может посещать человека во сне и оказывать ему определенные услуги. В качестве примеров могут служить духи-"близкие" или духи-"друзья" певцов и сочинителей песен в Западном Арнемленде и духи - помощники знахарей. Что касается первых, то индивидуум может появляться в образе духа-"друга" или духа-"близкого", т. е. в образе тотема сновидения, и после смерти. Во многих областях Австралии обрядовый, или культовый, тотем человека - это то существо, которое чаще всего является ему во сне. Особенно характерны такие представления для северо-восточных областей п-ова Арнемленд, но не для Большой пустыни Виктория, хотя там тотем и сновидение обозначаются одним и тем же словом.

 

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ТОТЕМИЗМ

 

Множественный тотемизм иногда называют классификационным; его можно связать с другими разновидностями тотемизма (особенно с тотемизмом половин, кланов, секций или подсекций, фратрий или с локальным тотемизмом). Вся вселенная систематизируется на этой основе. К главному тотему проявляется особое внимание, обычно ритуального характера, которое порождает аналогичный подход и к второстепенным тотемам. Эта разновидность тотемизма довольно распространена, но мало изучена [см.: Элькин, 1954, с. 1/10, 153-154; Шарп, 1939, с. 268-275].


Благодарим сайт Australia.RU за предоставленную информацию.
 

 

 

Разделы :
df
· Главная
Веб камеры :

Sydney CBD WebCam

Harbour Bridge

 

Форум :
Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить, о Австралии


Способы выезда :

· Независимая категория

· Бизнес

· Брак


Города Австралии :


· Сидней
· Мельбурн
· Канберра
· Аделаида
· Брисбен
· Дарвин
· Хобарт
· Перт

 


Аборигены Австралии :


· Набор ресурсов по истории
· Тотемизм и мифология
· Понятие священного
· Тотемизм
· Две основные категории тотемизма
· Мифология
· Мифология. Содержание мифов

Время :

Сидней  
Москва  
Нью-Йорк  
Лондон  
Киев  


Счетчики :


Rambler's Top100



Рекомендуем :




Главная | Все об Австралии | Веб камеры | Карты | Города | Чат | Форум | Контакты | Карта сайта
 
 
© 2006-2009 Туристический портал об Австралии. Все права защищены.
Запрещено любое использование материалов сайта без письменного разрешения авторов (правообладателей) материалов.
 



  Реклама

Warning: Unknown: open(/var/www/australia/data/mod-tmp/sess_p1rtee4j8rio5h7vkdls35e0l6, O_RDWR) failed: Permission denied (13) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/australia/data/mod-tmp) in Unknown on line 0